Парк Победы в р.п.Тальменка

 

В центре р.п.Тальменка расположен парк Победы. Его мемориальный комплекс составляет аллея Славы, где на пьедесталах возвышаются шесть бюстов тальменцев, удостоенных в годы Великой Отечественной войны званий Героев Советского Союза: генерала Александра Игнатьевича Казарцева, майора Валентина Ивановича Косолапова, полковника Ивана Сидоровича Басова, старшины Василия Александровича Быстрова, рядового Виктора Михайловича Лебедева, лейтенанта Василия Павловича Сидякина. Открытие мемориального комплекса состоялось 9 мая 1978 года.

 

Тальменский Свято-Духовской храм

 

 До середины прошлого столетия старейшим зданием поселка являлась Михаило-Архангельская церковь, которая была возведена в 1753 году. Однако, в советское время она была разрушена. Новый Свято-Духовской храм на улице Озёрная был открыт в 1989 году. Освещал храм митрополит Гедион.  Строился Свято-Духовской храм на пожертвования прихожан и с божьей помощью, и представляет собой большую кирпичную одноглавую постройку простой архитектуры с колокольней. Первым священником был отец Александр. В настоящее время – отец Виктор.

Источники:

 

1. Свято-Духовской храм // Тальменская жизнь. – 2001. – 31 авг.

 

 

 

Братская могила партизан.

 

р.п.Тальменка, ул.Кирова

В р.п.Тальменка, на улице Кирова, возле военного комиссариата, возведен памятный шестиметровый обелиск на двухступенчатом постаменте. В центральной части обелиск надпись: «В июле 1919 года в Тальменском направлении шли бои отрядов Красной Армии с белогвардейцами».

Все действия партизанских подразделений Алтая в декабре 1919 года были направлены на завершение разгрома войск Колчака. Первая Чумышская  советская партизанская кавалерийская дивизия до середины декабря 1919 года вела упорные бои вдоль железной дороги Ново-Николаевск - Барнаул во взаимодействии с партизанами-пикарями Средне-Обского бора.. В начале декабря 1919 года упорные бои за Тальменку разгорелись между красными партизанами 1-й Чумышской дивизии и военными подразделениями адмирала Колчака, отступавшими из Барнаула. На станции Усть-Тальменская скопилось несколько эшелонов с белогвардейцами и с боевой техникой, а также бронепоезд. В результате сражения партизаны разгромили 3-й Барнаульский полк белогвардейцев. Восемнадцать красных партизан, погибших в этих боях, были похоронены в братской могиле. Позднее скульптор и автор памятника И.Ц.Зоммер возвел памятный обелиск.

 

Источники:

 

1. Историко-революционные памятники Алтайского края.- Барнаул: Пикет, 2001. – С.200

2. Латышев А. О чём «рассказал» обелиск // Тальменская жизнь. – 2006. – 8 сент.

 

 

 

Легендарный  мост

 

В 1916 году через Тальменку прошла железная дорога от Ново-Николаевска (г.Новосибирск) на Семипалатинск, так называемая Туркестано-Сибирская ветка. Работы по сооружению Алтайской железной дороги начались в 1913 году. Главным контролером строительства Алтайской железной дороги был Н.А.Лобанов. Работы велись одновременно на всем протяжении линии. На её строительстве трудились 19 тыс. строителей, преимущественно из «сдельщиков», - крестьян местных деревень. Ни одна частная железная дорога, контролируемая банковским синдикатом, не строилась такими быстрыми темпами, как Алтайская.

Начавшаяся 1 августа 1914 года первая мировая война усложнила ведение строительных работ. Главному инженеру было отправлено предписание по сокращению расходов. С этой целью железнодорожный мост через реку Чумыш был построен на две сажени ниже проектного, что дало 100 тыс. рублей экономии и значительно сократило сроки ведения работ. Также было построено кирпичное здание вокзала, водонапорная башня (фото ниже). Они являются памятниками архитектуры нашего поселка. В 2018 году была начата реконструкция здания вокзала.

 Потомки первых жителей со ст.Озерки сохранили с тех лет такую историю, что в Озерках где-то лежит-зарыт клад тех военнопленных австралийцев, живших в землянках и бараках, которые также строили насыпь железной дороги в 1913-1915 гг. Несколько человек свои личные ценные вещи собрали и спрятали (часы, драгоценности и пр.) Договорились, что тот, кто останется в живых, раскопает и заберет только свое. В живых остался только один. А клад так никто еще не нашел.

Старый мост прослужил нам 95 лет. Сколько на его веку было событий: и гражданская война (следы от пуль до сих пор видны на его пролетах) и Великая Отечественная война 1941-1945гг, и целинная эпопея. Знаменательным событием для Тальменки стало открытие в 2008 году нового моста через реку Чумыш. Его протяженность 270 метров.

 

Источники:

 

1. Баталова Т.И. Строительство Алтайской железной дороги/ Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры: Материалы научно-практической и методической конференции. – Барнаул - Тальменка, 1997. – С.80.

2. Легендарный мост// Тальменская жизнь. – 2001. – 31 авг.

3. Собеседник С. Коллекционерство как стиль жизни // Тальменская жизнь – 2017. – 9 сент.

 

 

 

Дом купца Бубнова

 

 

(р.п.Тальменка, л.Кирова,15)

 

Старинным памятником деревянного зодчества в р.п.Тальменка является  бывший дом купца Бубнова. Двухэтажное здание, почти на самом берегу речки Тальменка, хранит в себе интересную историю. Приплыл кораблик и привез купца Бубнова. Понравилось купцу место и рабочие, которых он привез с собой, построили двухэтажный особняк. Говорят, что за домом, на берегу, до сих пор видна разрушенная временем гавань, где, видимо, и стоял корабль купца. Стал купец Бубнов жить на тальменской земле, красным товаром торговать, рабочие вокруг его дома свои домики построили, улица образовалась. Много домов было выстроено купцом, были у него и мастерские. Когда пришла Советская власть, пришлось купцу спасаться бегством – и дома, и всё добро бросить. Долгое время в этом особняке по улице Кирова  была расположена школа, её так и называли – Бубновская школа. Сейчас дом считается историческим памятником. По рассказам, длительное время в районном отделе милиции хранился сейф купца Бубнова, ключ от которого сменяющийся начальник передавал следующему. Что было в сейфе, история не сохранила.

 

Источники:

 

1. Латышев А. Дом купца Бубнова// Тальменская жизнь. – 2001. – 31 авг.

 

 

 

Новотроицкие курганы

 

 

Первое упоминание о новотроицких курганах содержится в статье известного сибирского исследователя и публициста Н.М.Ядринцева, опубликованной в 1883 году. В этой статье Н.М.Ядринцев дал описание сибирских курганов и древностей, которые он зафиксировал во время своего путешествия по Западной Сибири и Алтаю в 1878 и 1880 годах.

 

Летом 1953 года в Алтайский краевой краеведческий музей из с.Новотроицкого поступили три небольших кувшинчика, выпавшие из могил одного кургана при строительстве дороги по западному склону новотроицкого мыса. В 1955 году группой учащихся Тальменской средней школы №2 под руководством своего учителя истории А.И.Зайцева был раскопан один из полу обвалившихся в овраг новотоицких курганов. В коллективном погребении 4-х человек найден инвентарь древнетюркской эпохи: два черешковых железных наконечника стрел с широкими лопастями ромбовидных очертаний, половинка бронзового зеркала с ушком на оборотной стороне, покрытой рельефным орнаментом, четырехугольная наременная бронзовая бляха, железный крюк для подвешивания колчана, три проволочные серьги и другие предметы.

 

Осенью 1956 года курганы между селами Новотроицкое и Таскаево обследовал А.П.Уманский, сделавший первую глазомерную съемку выявленных курганных групп. Масштабные систематические археологические раскопки Новотроицкого некрополя были начаты в 1980 году Чумышским отрядом экспедиции института археологии Академии наук СССР и Барнаульского государственного педагогического института (начальник отряда А.П.Уманский, начальник экспедиции В.А.Могильников)

 

В 2009 году издательством Российской академии наук, институтом археологии и этнографии, федеральным агентством по образованию и Алтайским государственным университетом был выпущен научный сборник «Новотроицкий некрополь», составленный по материалам исследовательских экспедиций доктора исторических наук, профессора А.П.Уманского. Данная работа по Новотроицкому некрополю стала третьей книгой в задуманном цикле публикаций материалов о могильниках каменской культуры.

 

Каменская культура представляла собой одно из самых мощных в Южной Сибири этнокультурных образований 4-3 веков, занимавшая территорию протяженностью около 500 километров, от Иртыша – на юге до места нахождения г.Новосибирска – на севере, и являлась важным передаточным звеном между культурами Саяно-Алтая, Казахстана, Южного Урала и подтаёжной зоны. Наибольшее количество захоронений вскрыто на правобережье р.Обь, у с.Быстровка Искитимского района Новосибирской области и у с.Новотроицкое Тальменского района – около 310 могильников.

 

В Новотроицком некрополе под руководством Уманского в 1980-1991 гг. вскрыто 314 погребений, из которых 296 относится к скифскому времени, 16 – к эпохе поздней бронзы и одно – к Средневековью. Значительная часть предметов относится  к середине второй половины 1 тысячелетия до н.э. Многие планы курганов пришлось дорабатывать, а металлические вещи очищать от окислов.

 

Так появились фигурка всадника на втулке железного чекана, сюжет на зооморфной бронзовой подвеске, орнамент на защитных поясных пластинах, ажурное навершие из бронзовых колечек у заколки и многое другое. Фактически  материалы из Новотроицкого некрополя на многие десятилетия останутся ценным источником и своеобразным памятником двум замечательным исследователям – А.П.Уманскому и В.А.Могильникову.

 

Данное издание есть в краеведческом фонде Тальменской Центральной районной библиотеки и районном краеведческом музее.

Источники:

 

1. Шульга П.И. Новотроицкий некрополь: Монография / П.И.Шульга, А.П.Уманский, В.А.Могильников. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2009. - 329с.

 

2. Шемонаева О. Новотроицкий некрополь// Тальменская жизнь. – 2012. – 5 мая.

 

 

 

 

ПАМЯТНИК ДРУЖБЫ

русского и белорусского народа «Алтай-Хатынь»

 

 

Главной историко-культурной достопримечательностью района считается памятник «Алтай-Хатынь». Он построен в 1975 году силами предприятий Тальменского района. Расположен на автостраде Барнаул – Новосибирск в 10 км от р.п.Тальменка, автор текста Р.Рождественский, автор проекта – Иоганнес Зоммер, каменщики В.П.Лещук, Н.Н.Овчерук.

Уникальный мемориал «Братство по оружию», который чаще называют «Алтай-Хатынь»,  относится к числу объектов культуры федерального значения и является единственным в своем роде на всей территории Алтая.

История возникновения памятника такова. Летом 1972 года на Алтае проходила декада литературы, посвященная 50-летию образования СССР. Группа писателей (В.Распутин, П.Нилин,Д.Кугультинов идр.) во главе с поэтом Р.Рождественским несколько дней гостила в Тальменском районе. Они устроаивали творческие вечера, встречались с рабочими коллективами предприятий, колхозов и совхозов.

Значимое событие произошло 16 июня 1972 года. Был солнечный жаркий день. На краю поля колхоза «Путь Октября» у дороги автострады Барнаул – Новосибирск  в полукилометре от пос.Среднесибирский собрались жители земли Тальменской. На поле стоял трактор ДТ-34. Митинг открыл писатель из Белоруссии Сергей Граховский. Он привез на Алтай капсулу со священной землей деревни Хатынь, где 22 марта 1943 года карательный отряд фашистов окружил деревню и сжег 149 мирных жителей, среди них 75 детей. Эту землю, политую, в том числе и кровью алтайских воинов, было решено  внести в землю Алтая, породнить их. Настал торжественный момент. Трактор медленно пошёл по полю, за ним по вспаханной борозде шагал белорусский писатель, разбрасывая землю из шкатулки. Звучит оркестр. Роберт Рождественский особенно задумчив. Вот он достаёт свой блокнот и что-то пишет. Так родились слова, которые будут потом увековечены на памятнике

 

«Здесь побраталась земля Алтая

                  С землёю Хатыни.

Да будет бессмертным это братание.

Эта святыня».

 

В этот год уродился небывалый урожай на поле. Казалось, что земля удвоила свои силы. Было решено воздвигнуть памятник «Алтай-Хатынь», открытие которого состоялось в октябре 1975 года.

Памятник очень интересен не только историей своего происхождения, но и внешним видом. Сделан он из красного кирпича, символизирующего обгоревшие во времена военного обстрела и пожаров печные трубы. А руки, держащие автомат, олицетворяют солдат, которые сражались за честь своей родины. Верх стелы украшают два национальных орнамента – русский и белорусский.

Это самый посещаемый памятник в Тальменском районе, т.к. он расположен в непосредственной близости от дороги федерального значения. Возле него останавливаются проезжающие автомобили и автобусы, к нему едут молодожены поклониться памяти жертв фашизма и возложить цветы.

 

Источники:

 

1. Гуркина И.В. Тальменский период в творчестве скульптора И.Ц.Зоммера// Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры: Материалы краевой научно-практической и методической конференции. – Тальменка, 1997. – С.165.

 

2.Этим гордится Алтайский край: по материалам творческого конкурса/ Сост.А.Н.Романов: под общ. ред. М.П.Щетинина. – Барнаул, 2008. – С.115-116.